Весьма
странно, что подписанный ФСТЭК Приказ был зарегистрирован в Минюсте только
через 3 месяца. Смотрите даты сами - 18.02.2013 и 14.05.2013. Возникает вопрос,
где болтался этот документ всё это время? Более того, внимательные блогеры
сразу заметили отсутствие в тексте Приказа пункта 5.
А, между прочим, в тексте черновика Приказа, размещенного
также на сайте ФСТЭК отсутствует пункт 2. Это нормально для государственного
законотворчества? 
Я решил
сравнить основной текст Приказа и основные положения, и вот что получилось:
| 
Драфт | 
Релиз | 
| 
Основной
  текст | |
| 
1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание
  организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных
  данных при их обработке в информационных системах персональных данных. | 
1.  Утвердить прилагаемые Состав и
  содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности
  персональных данных при их обработке в информационных системах персональных
  данных. | 
| 
2. Установить, что настоящий приказ
  применяется для обеспечения безопасности персональных данный во вновь
  создаваемых (модернизируемых) информационных системах персональных данных. | 
- | 
| 
3. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК
  России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и
  способах защиты информации в информационных системах персональных данных». | 
2. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК
  России от 5 февраля 2010 г. N 58 "Об утверждении Положения о методах и
  способах защиты информации в информационных системах персональных
  данных" (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2010 г., регистрационный
  N 16456). | 
| 
Общие
  положения | |
| 
Настоящий
  документ разработан в соответствии с частью 4 статьи19 Федерального закона «О
  персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, №
  31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; №
  31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701)
  и устанавливает состав и содержание организационных и технических мер по
  обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в
  информационных системах персональных данных (далее – информационные системы),
  принимаемых операторами для защиты персональных данных от неправомерного или
  случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования,
  предоставления,  распространения
  персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении
  персональных данных. | 
Настоящий документ разработан в соответствии с частью 4 статьи 19
  Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных
  данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.
  3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст.
  4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701) и
  устанавливает состав и содержание организационных и технических мер по
  обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в
  информационных системах персональных данных (далее - меры по обеспечению
  безопасности персональных данных) для каждого из уровней защищенности
  персональных данных, установленных в Требованиях к
  защите персональных данных при их обработке в информационных системах
  персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской
  Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской
  Федерации, 2012, N 45, ст. 6257). 
Меры по обеспечению безопасности персональных данных принимаются
  для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к
  ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления,
  распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в
  отношении персональных данных. | 
| 
В
  настоящем документе не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных
  данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим
  государственную тайну, а также меры, связанные с применением шифровальных
  (криптографических) средств защиты информации. | 
 В настоящем документе не
  рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных данных,
  отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную
  тайну, а также меры, связанные с применением шифровальных (криптографических)
  средств защиты информации. | 
| 
Настоящий
  документ предназначен для выбора операторами информационных систем и (или)
  уполномоченными лицами организационных и 
технических
  мер по обеспечению безопасности персональных данных и их реализации в системе
  защиты персональных данных, создаваемой в соответствии с Требованиями к защите
  персональных при их обработке в информационных системах персональных данных,
  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября
  2012 г. № 1119, в соответствии с установленным уровнем защищенности
  персональных данных. | 
Безопасность персональных данных при их обработке в
  информационной системе персональных данных (далее - информационная система)
  обеспечивает оператор или лицо, осуществляющее обработку персональных данных
  по поручению оператора в соответствии с законодательством Российской
  Федерации. | 
| 
Выбранные
  и реализованные в системе защиты персональных данных организационные и
  технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их
  обработке в информационных системах должны 
обеспечивать
  нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных
  в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных
  данных». | 
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются
  в рамках системы защиты персональных данных, создаваемой в соответствии с Требованиями к
  защите персональных данных при их обработке в информационных системах
  персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской
  Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, и должны быть направлены на
  нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных. | 
| 
Для
  проведения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их
  обработке в информационных системах операторами и (или) уполномоченными
  лицами в соответствии с законодательством Российской 
Федерации
  могут привлекаться организации, имеющие лицензию на деятельность по
  технической защите конфиденциальной информации. | 
Для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных
  данных при их обработке в информационной системе в соответствии с
  законодательством Российской Федерации могут привлекаться на договорной
  основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию
  на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. | 
| 
Для
  обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в
  информационных системах применяются средства защиты информации, прошедшие в соответствии
  с законодательством Российской Федерации оценку соответствия в форме
  обязательной сертификации на соответствие требованиям 
по
  безопасности информации. | 
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются
  в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты
  информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия,
  в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации
  актуальных угроз безопасности персональных данных. | 
| 
Оценка достаточности
  выбранных и реализованных в системе защиты персональных данных
  организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных
  данных при их обработке в информационных 
системах
  для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных
  осуществляется оператором (уполномоченным лицом) в ходе проводимого им
  контроля за выполнением Требований к защите персональных при их обработке в
  информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением
  Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119. 
По
  решению оператора (уполномоченного лица) оценка достаточности выбранных и
  реализованных в системе защиты персональных данных организационных и
  технических мер по обеспечению безопасности персональных 
данных
  при их обработке в информационных системах может осуществляться в рамках
  аттестации информационной системы. | 
Оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты
  персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных
  проводится оператором самостоятельно или с привлечением на договорной основе
  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на
  осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
  Указанная оценка проводится не реже одного раза в 3 года. | 
| 
Меры по
  обеспечению безопасности персональных данных в государственных информационных
  системах принимаются в соответствии с требованиями о защите информации, не
  содержащей государственную тайну, содержащейся в государственных
  информационных системах, устанавливаемыми 
ФСТЭК
  России в пределах своих полномочий. | 
Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их
  обработке в государственных информационных системах принимаются в
  соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных
  информационных системах, устанавливаемыми ФСТЭК России в пределах своих
  полномочий в соответствии с частью 5 статьи 16
  Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации,
  информационных технологиях и о защите информации" (Собрание
  законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст.
  4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328). | 
 
Если я правильно понял, то ФСТЭК должен издать еще один приказ определяющий меры по обеспечению безопасности Пдн, обрабатываемых в государственных информационных системах (ведь у них на сайте, на сколько я помню, было размещено два проекта и один из них воплотился в 21 приказ)?
ОтветитьУдалитьДа, 17 приказ также уже вышел. Смотрим, читаем, комментируем.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень помогли.
ОтветитьУдалить17 приказ не только по обеспечению безопасности ПДн в ГИС, он касается вообще ВСЕХ ГИС!!! И обязательная аттестация таких систем до ввода в эксплуатацию! Интересно, а как быть с теми которые введены в эксплуатацию до 1.09.2013?
ОтветитьУдалитьМоё личное мнение, которое может быть опротестовано кем угодно и сколько угодно раз, заключается в том, что нужно уходить от СТР-К, о котором только и делают, что вспоминают.
ОтветитьУдалитьБолее того, давно уже назрел выход приказа фстэк об отмене этого стр-к.
Давайте все-таки поймем, что СТР-К не проходил регистрацию в минюсте, позиция ФСТЭК, что дескать это технический документ и регистрироваться не должен малоубедительна и поэтому с 1 сентября 2013 основным документам будет именно 17 приказ.
УдалитьПо опыту скажу, что во время проверок при возникновении вопросов по конфе и задании встречных вопросов, чем определено понятие "конфиденциальной информации" и правовые основания применения СТР-К, вразумительных ответов не получаешь, но и вопросы по проверке о соответствии требованиям СТР-К снимаются.
Согласен, что СТР-К устарел и нуждается либо в объемной актуализации, либо в отмене и замене другим документом методического характера, соответствующего настоящему времени, однако ФСТЭК России информационным сообщением от 15 июля 2013 года №240/22/2637 продлевает жизнь СТР-К и дает ясно понять, что СТР-К, при защите ГИС, подлежит активному использованию. Прлучается, что не выходит у нас уходит от СТР-К?
ОтветитьУдалить