Весьма
странно, что подписанный ФСТЭК Приказ был зарегистрирован в Минюсте только
через 3 месяца. Смотрите даты сами - 18.02.2013 и 14.05.2013. Возникает вопрос,
где болтался этот документ всё это время? Более того, внимательные блогеры
сразу заметили отсутствие в тексте Приказа пункта 5.
А, между прочим, в тексте черновика Приказа, размещенного
также на сайте ФСТЭК отсутствует пункт 2. Это нормально для государственного
законотворчества?
Я решил
сравнить основной текст Приказа и основные положения, и вот что получилось:
Драфт
|
Релиз
|
Основной
текст
|
|
1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание
организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
|
1. Утвердить прилагаемые Состав и
содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности
персональных данных при их обработке в информационных системах персональных
данных.
|
2. Установить, что настоящий приказ
применяется для обеспечения безопасности персональных данный во вновь
создаваемых (модернизируемых) информационных системах персональных данных.
|
-
|
3. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК
России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и
способах защиты информации в информационных системах персональных данных».
|
2. Признать утратившим силу приказ ФСТЭК
России от 5 февраля 2010 г. N 58 "Об утверждении Положения о методах и
способах защиты информации в информационных системах персональных
данных" (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2010 г., регистрационный
N 16456).
|
Общие
положения
|
|
Настоящий
документ разработан в соответствии с частью 4 статьи19 Федерального закона «О
персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, №
31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; №
31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701)
и устанавливает состав и содержание организационных и технических мер по
обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных (далее – информационные системы),
принимаемых операторами для защиты персональных данных от неправомерного или
случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования,
предоставления, распространения
персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении
персональных данных.
|
Настоящий документ разработан в соответствии с частью 4 статьи 19
Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных
данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.
3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст.
4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701) и
устанавливает состав и содержание организационных и технических мер по
обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных (далее - меры по обеспечению
безопасности персональных данных) для каждого из уровней защищенности
персональных данных, установленных в Требованиях к
защите персональных данных при их обработке в информационных системах
персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).
Меры по обеспечению безопасности персональных данных принимаются
для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к
ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления,
распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в
отношении персональных данных.
|
В
настоящем документе не рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных
данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим
государственную тайну, а также меры, связанные с применением шифровальных
(криптографических) средств защиты информации.
|
В настоящем документе не
рассматриваются вопросы обеспечения безопасности персональных данных,
отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную
тайну, а также меры, связанные с применением шифровальных (криптографических)
средств защиты информации.
|
Настоящий
документ предназначен для выбора операторами информационных систем и (или)
уполномоченными лицами организационных и
технических
мер по обеспечению безопасности персональных данных и их реализации в системе
защиты персональных данных, создаваемой в соответствии с Требованиями к защите
персональных при их обработке в информационных системах персональных данных,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября
2012 г. № 1119, в соответствии с установленным уровнем защищенности
персональных данных.
|
Безопасность персональных данных при их обработке в
информационной системе персональных данных (далее - информационная система)
обеспечивает оператор или лицо, осуществляющее обработку персональных данных
по поручению оператора в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
|
Выбранные
и реализованные в системе защиты персональных данных организационные и
технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их
обработке в информационных системах должны
обеспечивать
нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных
в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных
данных».
|
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются
в рамках системы защиты персональных данных, создаваемой в соответствии с Требованиями к
защите персональных данных при их обработке в информационных системах
персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119, и должны быть направлены на
нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных.
|
Для
проведения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их
обработке в информационных системах операторами и (или) уполномоченными
лицами в соответствии с законодательством Российской
Федерации
могут привлекаться организации, имеющие лицензию на деятельность по
технической защите конфиденциальной информации.
|
Для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационной системе в соответствии с
законодательством Российской Федерации могут привлекаться на договорной
основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию
на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
|
Для
обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в
информационных системах применяются средства защиты информации, прошедшие в соответствии
с законодательством Российской Федерации оценку соответствия в форме
обязательной сертификации на соответствие требованиям
по
безопасности информации.
|
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются
в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты
информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия,
в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации
актуальных угроз безопасности персональных данных.
|
Оценка достаточности
выбранных и реализованных в системе защиты персональных данных
организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных
данных при их обработке в информационных
системах
для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных
осуществляется оператором (уполномоченным лицом) в ходе проводимого им
контроля за выполнением Требований к защите персональных при их обработке в
информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119.
По
решению оператора (уполномоченного лица) оценка достаточности выбранных и
реализованных в системе защиты персональных данных организационных и
технических мер по обеспечению безопасности персональных
данных
при их обработке в информационных системах может осуществляться в рамках
аттестации информационной системы.
|
Оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты
персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных
проводится оператором самостоятельно или с привлечением на договорной основе
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на
осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Указанная оценка проводится не реже одного раза в 3 года.
|
Меры по
обеспечению безопасности персональных данных в государственных информационных
системах принимаются в соответствии с требованиями о защите информации, не
содержащей государственную тайну, содержащейся в государственных
информационных системах, устанавливаемыми
ФСТЭК
России в пределах своих полномочий.
|
Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их
обработке в государственных информационных системах принимаются в
соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных
информационных системах, устанавливаемыми ФСТЭК России в пределах своих
полномочий в соответствии с частью 5 статьи 16
Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст.
4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328).
|
Если я правильно понял, то ФСТЭК должен издать еще один приказ определяющий меры по обеспечению безопасности Пдн, обрабатываемых в государственных информационных системах (ведь у них на сайте, на сколько я помню, было размещено два проекта и один из них воплотился в 21 приказ)?
ОтветитьУдалитьДа, 17 приказ также уже вышел. Смотрим, читаем, комментируем.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень помогли.
ОтветитьУдалить17 приказ не только по обеспечению безопасности ПДн в ГИС, он касается вообще ВСЕХ ГИС!!! И обязательная аттестация таких систем до ввода в эксплуатацию! Интересно, а как быть с теми которые введены в эксплуатацию до 1.09.2013?
ОтветитьУдалитьМоё личное мнение, которое может быть опротестовано кем угодно и сколько угодно раз, заключается в том, что нужно уходить от СТР-К, о котором только и делают, что вспоминают.
ОтветитьУдалитьБолее того, давно уже назрел выход приказа фстэк об отмене этого стр-к.
Давайте все-таки поймем, что СТР-К не проходил регистрацию в минюсте, позиция ФСТЭК, что дескать это технический документ и регистрироваться не должен малоубедительна и поэтому с 1 сентября 2013 основным документам будет именно 17 приказ.
УдалитьПо опыту скажу, что во время проверок при возникновении вопросов по конфе и задании встречных вопросов, чем определено понятие "конфиденциальной информации" и правовые основания применения СТР-К, вразумительных ответов не получаешь, но и вопросы по проверке о соответствии требованиям СТР-К снимаются.
Согласен, что СТР-К устарел и нуждается либо в объемной актуализации, либо в отмене и замене другим документом методического характера, соответствующего настоящему времени, однако ФСТЭК России информационным сообщением от 15 июля 2013 года №240/22/2637 продлевает жизнь СТР-К и дает ясно понять, что СТР-К, при защите ГИС, подлежит активному использованию. Прлучается, что не выходит у нас уходит от СТР-К?
ОтветитьУдалить